Рейтинговая система
оценивания как личностно ориентированная форма контроля знаний учащихся
Александрова И.А.
Переход современного школьного образования от традиционного к
личностно-ориентированному должен сопровождаться изменением стратегии обучения,
и, соответственно, способов оценки учебного труда школьников. Другими словами,
сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и
стимулирования личностного
потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Несмотря на то, что ныне
существующая система оценивания
деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих
пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных оценок, система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика, оценивание осуществляется не по всем параметрам, которые
декларируются как подлежащие оценке и т.
д.
Балльная система оценивания существует в российском образовании с 18
века и за время своего существования претерпевала некоторые изменения. Данная
система оценивания имеет свои плюсы и минусы: отметка зачастую субъективна,
выставляется не за знания, а за поведение, что негативно сказывается на
нравственном и физическом здоровье
учащихся, но в то же время отметка
помогает быстро и легко оценить познания учеников, дает возможность следить за
их успехами, сравнивать эффективность обучении
по разным предметам. Кроме того, это простая и удобная форма извещения
родителей о достижениях и неудачах их детей. Многие педагоги, видя
негативное воздействие такого оценивания, пытаются найти альтернативные системы.
О необходимости перехода к новому оцениванию
говорил ещё в начале 20 века С. Миропольский: «Смерть баллам грозит неизбежно;
не нынче, завтра, но дни их сочтены». В проекте реформы средней школы, предложенной министром
народного образования П.Н. Игнатьевым в 1916г., предусматривалось замена
пятибалльной системы оценки знаний учащихся. Но в сложных условиях
предреволюционной России данное положение не было осуществлено, оно было
реализовано только в мае 1918г. Народный комиссариат просвещения постановлением
«Об отмене отметок», подписанным А.В. Луначарским, запретил использование
цифровых оценок. И только в сентябре
1935 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была восстановлена пятибалльная система оценки знаний: сначала в
виде словесной, а потом - цифровой.
С конца 50-х - начала 60-х усилилась
критика сложившейся практики оценивания школьников, прежде всего, за её
авторитарный характер, и как следствие – начали осуществляться продуктивные
поиски в направлении совершенствования балльной системы.
В современных в процессе модернизации российского
образования вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы
отметок обсуждается очень остро. Большую популярность в данном направлении приобретает
рейтинговая система оценивания знаний. (РСО)
Рейтинговая система оценки знаний уч-ся широко распространена в европейском
образовании и имеет давние традиции в российской школе. В современной
педагогике существует несколько разработанных проектов рейтинговой оценки
знаний. Анализирую теоретический материал и практические наработки
учителей можно сделать вывод, что РСО
может рассматриваться как одна из возможных
форм оценивания, отвечающих поставленным задачам:
- максимально
расширить возможности учителей для более объективной и обоснованной оценки
знаний, умений и навыков уч-ся (ЗУН)
- повысить
интерес школьников к учебному труду за счет стремления к повышению личного
результата
- развить
познавательную активность обучающихся
- повысить
уровень самоорганизации и самоконтроля уч-ся
- обеспечить
психологический комфорт в образовательном учреждении.
Данная система оценки не идет вразрез
с классической пятибалльной, а лишь расширяет возможности последней. Являясь
более гибкой, РСО позволяет предельно дифференцировать каждый классический балл.
Педагогический коллектив любой школы может разработать и применять свою систему оценивания.
Первым шагом к созданию РСО является
разработка требований к составлению
оценочной шкалы.
Для
разработки и внедрения РСО необходимо в
рамках каждого предмета:
- Определить
основные темы изучаемого курса и перечень понятий, которые учащиеся должны
усвоить в данной теме, уровень их усвоения, выделив при этом, все виды
учебных работ.
- Иметь
или разработать наборы контрольных заданий по каждой теме, определить тип
контроля (зачет, диктант, практическая или лабораторная работы и т.д.) и
количество данных работ по теме.
- Определить
содержание индивидуальных заданий,
творческих работ
- Разработать
шкалу баллов: должны быть введены обязательные и дополнительные баллы. Обязательные
– за выполнение контрольных, самостоятельных, практических работ, сдачу
зачетов; дополнительные рекомендуется использовать для поощрения уч-ся при
выполнении ими творческих заданий ( написание рефератов, участие в
олимпиадах, конкурсах, решение заданий повышенной сложности).
Дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное или
досрочное правильное выполнение
учебных заданий, а также активное участие в практических занятиях.
- Довести
до сведения уч-ся систему оценивания их знаний, умений и навыков до начала
занятий по теме, разъяснить спорные моменты и возможные сложные ситуации:
получение дополнительных баллов, наличие штрафных баллов,- сообщить уч-ся
правила соотнесения результатов их учебных работ с их рейтингом,
- Определить
перевод баллов в пятибалльную оценку и довести данную систему до сведения
учащихся
Предлагаемая РСО разработана на основе общих
требований к организации образовательного процесса, определенных Законом РФ «Об
образовании», и может быть использована в среднем и старшем звене школы.
Перевод баллов в оценку
Показатель
качества обучения (К)
|
Оценка
|
90-100 %
|
«5» (отлично)
|
75-89 %
|
«4»(хорошо)
|
60-74 %
|
«3»(удовлетворительно)
|
менее 60 %
|
«2»(неудовлетворительно)
|
Процент выполненной работы
рассчитывается следующим образом:
К=А/Б*100%
где А – количество баллов,
набранное учеником за четверть
Б -
максимально возможное количество баллов
за четверть
Например,
проведено 4 самостоятельные работы (по 5 баллов), 1 контрольная работа (10
баллов), 1 творческое задание выполнено по теме (20 баллов), 10 домашних
заданий (по 3 балла), 7 устных ответов (по 3 балла).Максимально возможное
количество баллов 101. Ученик заработал 74 балла, следовательно, его К=74/101*100=73,26%. Это соответствует
оценке «3» (по таблице перевода)
Кроме перевода общей суммы баллов за четверть
данная система позволяет перевести в оценку каждую работу сразу и ставить по необходимости текущие оценки. Уч-ся,
пропустившие работу по уважительной причине, имеют возможность получить
дополнительные баллы за индивидуальные работы.
Таблица баллов
|
Вид работы
|
Баллы
|
Соответствие пятибалльной оценке
|
1.
|
Самостоятельная работа,
словарный диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой
|
Максимум 5
баллов
|
5 баллов – «5»
4 баллов- « 4»
3баллов- «3»
1-2 баллов- «2»
|
2.
|
Лабораторная, практическая
работы
|
Максимум 8
баллов
|
7-8 баллов–«5»
6 баллов-« 4»
5 баллов- «3»
1-4 балла- «2»
|
3.
|
Контрольная работа, итоговый
диктант
|
Максимум 10
баллов
|
9-10баллов–5»
7-8баллов- « 4»
6 баллов- «3»
1-5 баллов- «2»
|
4.
|
Творческие работы (сочинения,
изложения, проекты, исследовательские работы)
|
Максимум 20
баллов
|
18-20 баллов
– «5»
14-17баллов-«4»
12-13баллов-3»
1-11баллов-«2»
|
5.
|
Устные ответы
|
Максимум 3
балла
|
3 балла – «5»
2 балла- « 4»
1балл- «3»
|
6.
|
Домашние задания
|
Максимум 3
балла
|
3 балла – «5»
2 балла- « 4»
1балл- «3»
наличие дом.
зад. 1 балл
|
Вводятся
дополнительные баллы
|
7.
|
Досрочное выполнение всех
домашних заданий по теме
|
За каждое
выполненное дополнительно 2 балла (всего 5 баллов)
|
5 баллов – «5»
4балла- « 4»
3балла- «3»
|
8.
|
За дополнительную индивидуальную
работу
|
Максимум 5
баллов
|
5 баллов – «5»
4балла- « 4»
3балла- «3»
|
9.
|
За аккуратное ведение тетради
|
2 балла
|
|
10.
|
За активную работу на уроке
|
3 балла
|
|
Вводятся штрафные баллы (отнимается балл от общей суммы баллов)
|
11
|
За пропуски уроков по
неуважительной причине
|
5 баллов
|
|
12.
|
За опоздания на уроки
|
3 балла
|
|
13.
|
За несвоевременное выполнение
работы
|
3 балла
|
|
14.
|
За невыполнение работы
|
5 баллов
|
|
15.
|
За неаккуратное ведение тетради
или её регулярное отсутствие
|
3 балла
|
|
Предлагаемая РСО позволяет снизить
субъективизм итоговой оценки, которая уже не зависит от взаимоотношений учителя
и ученика, придает обучению соревновательный элемент, что позитивно
настраивает уч-ся на выполнению работ,
стимулирует как обязательную, так и
дополнительную работу школьников за счет
получения ими дополнительных баллов.
Данная система оценивания ориентирована
на создание ситуации успеха школьника в процессе обучения и его педагогическую
поддержку в случае неудачи.
Литература
Богуславский М.А. Школьный балл – проблемы
и решения. – М, Просвещение.- 2000. –с.34-39
Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест
// Школьные технологии.- 1998.- №3.- 40с.
Марков Н.С. Положение об
использовании системы накопительного балла в образовательном процессе гимназии
№44 г.Твери // Школьные технологии. – 2004. - №3. – с.48-49
Сакович А.Л. Рейтинговая система
оценки знаний уч-ся//Физика. Проблемы преподавания. - 2004.- №4. – с.44-51.
Ткачев М.В. Рейтинговая система
оценки знаний уч-ся по физике//АiВ, 1993. - №10. –
с.72-75.
Устинова Л.Г. Творческий потенциал
и рейтинговая технология обучения // Школьные
технологии. – 2002. - №2. – с.25-30.
Фадеева О.М.Рейтинговая оценка как
одна из личностно развивающих форм контроля знаний - ЧИШ при ВГПУ
г.Волгоград. - 2005.- 21с.
|