Четверг, 28.03.2024, 21:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Авторская программа "Учимся спорить"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Данная программа оформлена в соответствии с Законом образования и на основании  письма  Министерства образования и науки Российской  Федерации от 11.12.2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа «Комплекс  «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков» и имеет культурологическую направленность.

                            Актуальность данной программы обусловлена многими факторами.                              

В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое своё качество, в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является её человечность: всё строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей человека.

Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативных способностей, так как они являются составной частью указанных качеств личности.

        Жизнь в современных условиях, требующих воспитание человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в  ситуациях, для которых необходимо умение работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Выполнение этого заказа   невозможно без пересмотра методик работы в школе. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

         «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из  звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным.  (Леонтьев А.А.)

Причина речевого недоразвития школьников кроется не только в отсутствии умения высказывать собственное мнение о прочитанном или услышанном, но и  в отсутствии этого мнения, немоте чувств, которые могли бы породить желание поделиться пережитым воспоминанием, сомнением, радостью, возникшими в процессе чтения мыслями.

        Исходя из вышесказанного (социальный заказ, нормативные документы, существующая речевая безграмотность современных школьников),  была разработана данная программа, являющаяся  очень актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом главных причин затруднений у учащихся, испытываемых ими при общении.

       Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его путем включения более подробного изучение вопросов, касающихся  проведения дискуссии и участия  в ней. Овладение навыками

дискуссионного спора  становится необходимо  и на других учебных дисциплинах при появлении спорного вопроса. В современной школе задача развития мышления решается попутно с усвоением учащимися программного материала и не выделяется как самостоятельная. Дидактические основы развития мышления учащихся – это законы и закономерности процесса обучения, в особенности закон единства обучения и развития и закон активности учащихся в обучении и воспитании. Они находят отражение в ряде дидактических принципов, которые при благоприятных условиях способствуют развитию мышления учащихся.

Однако педагоги  нередко много внимания уделяют тому, чтобы дать ученику знания о содержании предмета, и очень мало делают, чтобы научить сознательному усвоению его, то есть как добиваться понимания изучаемого, как думать в процессе усвоения его, как следует рассуждать, чтобы прийти к правильному выводу, и т.д. При таком подходе ученик может хранить в памяти большой объем фактического материала, но не уметь распорядиться им в нестандартных условиях и даже не понимать его смысла.

Конечно, в процессе овладения знаниями школьники усваивают определенные операции и приемы мыслительной деятельности, но такой стихийный путь явно недостаточен. Ученики должны ясно осознавать мыслительные задачи, знать основные пути их решения, уметь проводить поиски решения конкретной задачи.

         Существующие программы по развитию речи входят в общий курс русского языка и включают в себя только отдельные разделы, посвященные правилам проведения дискуссии и участия в ней, программы дополнительного образования по развитию речи  делают акцент на формирование умения  грамотно оформлять речь, письменную и устную. На данный момент не разработана программа, целью которой является создание условий для   развития навыков ведения дискуссии.  Новизна программы заключается в том, что она в полном объёме создает условия для развития коммуникативных способностей учащихся посредствам дискуссии. Особое внимание уделяется умению формулировать свою точку зрения, защищать и отстаивать её, умению соглашаться и находить общие мнение, соблюдая нормы культуры речевого поведения. Особенностью данной программы является ее ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Новизна данной программы  состоит  и в том, что  в процессе обучения решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая программа  обеспечивает формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

       Программа  базируется на современных подходах к обучению в школе.  Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к обучению: на первый план выдвигается компетентностный подход, предполагающий освоение учащимися умений, позволяющих им действовать в новых, проблемных,  нестандартных ситуациях.

      Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

К базовым, ключевым компетентностям относятся:

- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. (Иванов Д. И.)

В основу  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного, проблемного и деятельностного подходов  к обучению. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. 

 

   В основе  программы лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая  является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.

          Под критическим мышлением понимается мышление анализирующее, оценивающее, проблематизирующее (Ильясов И.) Его чертами является открытость новым идеям, постоянное стремление к поиску, уверенность в том, что собственные выводы могут быть несвободны от ошибок, уважение к оппоненту, толерантность, анализ и оценка своей деятельности и позиций собеседника.

     Основным методом данной программы является дискуссия как один из приемов вышеуказанной технологии.

          При использовании дискуссии на уроках и во внеурочной деятельности

-происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;

-формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;

-обогащается эмоциональный опыт;

- обогащается словарный запас учащихся  как общеупотребительной, так и специальной  лексикой;

-школьники овладевают определенными синтаксическими конструкциями, моделями высказывания;

-расширяется граница восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению за счет несовпадения мнений;

-ребёнок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;

-ребёнок может сопоставить своё «Я» с другими (самодиагностика)

 

     Целью данной программы является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных  коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.  

 

   Для достижения данной цели сформулированы следующие задачами:

 

Обучающие:

  • систематизировать и обобщить  имеющиеся  знания учащихся в области речевой коммуникации;
  • изучить  базовые понятия дискуссии, её структуры;
  • знать нормы и правила  поведения во время дискуссии;
  • освоить  различные виды вопросов и ответов;

 

Развивающие:

  • развивать навыки исследовательской работы;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы;
  • развивать умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения;
  • развивать культуру речи;

 

Воспитывающие:

  • воспитывать толерантное отношение к чужому мнению

 

   Теоретическую основу программы составляют следующие понятия:

 

  • Коммуникация, коммуникативные роли
  • Дискуссия, структура дискуссии, виды дискуссии
  • Культура речевого поведения
  • Критическое мышление

 

  Ожидаемый результат.

 

К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  •  нормы речевого поведения: правило проведения  дискуссии, культуру поведения и речи
  • виды вопросов: «тонкие» и «толстые», проблемные и т.д.
  •  понятия: тезис, антитезис, аргументы, доказательства, компромисс, дискуссия

                                         должны  уметь:

  • высказывать свою точку зрения и отстаивать её
  • находить в тексте необходимую информацию и создавать на её базе  вторичные по тексты-рассуждения
  • слушать, анализировать и оценивать свою и чужую речь,

 

     Обучение программе «Учимся спорить» поможет успешной работе учащихся при анализе, понимании и критике услышанного или прочитанного текста как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

 

     Формы и режим занятий.

 

Формы работы

 

  • лекционные занятия
  • практические занятия
  • самостоятельная работа учащихся по сбору необходимой информации (работа со словарями, научной и  художественной литературой)

     Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения (самостоятельная индивидуальная работа по выработке алгоритмов  деятельности, по сбору информации при подготовке  к дискуссии, при выдвижении аргументов на первом этапе работы в группах),  которой придается большое значение, так как только целенаправленная тщательная  индивидуальная самостоятельная подготовка учащихся по поиску и сбору информации поможет результативно работать на занятиях.

        Дискуссия может быть использована на любом уроке или во внеурочной деятельности при возникновении проблемного вопроса и существовании разных мнений на его счет в 9 -11 классе. Основная задача, которая стоит в современной школе перед многими учащимися данных классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Считается, что к пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной область. Центральным новообразованием данного возраст является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности.

Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях. На первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам. Поэтому данный возраст учащихся оптимально подходит для реализации программы «Учимся спорить», так как участие в дискуссии помогает применить учащимся приобретенные знания и осуществить самоопределение в будущей профессии.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Наполняемость групп до 15 человек.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях». Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

   Программа рассчитан на 36 часов,  теории  22 часов, практики 14  часов.

 Формы подведения итогов реализации данной программы:

  • диагностика уровня сформированности предметных знаний по теме «Дискуссия», проводимая два раза в году (декабрь, май) в виде зачетных занятий по теории предмета.
  • диагностика с использованием прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо(проводимая на занятии)
  • диагностика уровня развития коммуникативных способностей, проводимая два раза в году (декабрь, май) в виде зачетных занятий.
  • участие в предметных неделях;
  • участие в дискуссионных мероприятиях школьного и городского уровня
  • написание и защита исследовательских работ учащимися, посещающими занятия ДО по данной программе
  • контроль  и оценка знаний учащихся осуществляется во время проведения творческих мастерских в виде зачета.
  • регулярное использование карточек самоанализа (после каждого занятия, дискуссии)  позволяет выявить пробелы в знаниях и умениях и скорректировать дальнейшую работу.
  • использование прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо для диагностики  умений, навыков, выявления затруднений помогает производить коррекцию знаний и умений по изучаемой теме.

Приобретенные навыки и умения носят межпредметный характер и могут диагностироваться на конкретном предметном материале непосредственно уже в учебной деятельности.

Содержание программы и тематическое планирование 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (10.06.2012)
Просмотров: 1013 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вопросы и предложения

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz