Пятница, 29.03.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мастерская как интерактивная форма организации образовательного процесса.

Мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде¬ляющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Мастерские строятся на основе простых принципов: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; ребенок должен двигаться. Сущность технология заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к построению или открытию знания. Результат мастерской - сам познавательный процесс, позво¬ляющий каждому ученику выстроить свое знание, свое понимание. Мастерская меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готового знания, к подчинению, к послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки, ибо мастерская выстраивается с учетом принципа включения личности в значимую деятельность, принципа смены социальной позиции личности в группе. Поэтому результат работы описывается не словами получил, овладел, узнал, запомнил, записал, а словами сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился, сделаю, подумаю, почитаю, рассмотрю, понаблюдаю, проанализирую.. В мастерской ученики занимаются самостоятельной исследовательской работой. Мастер не знает, какие вопросы возникнут у детей в ходе исследования. Учитель-профессионал, знающий свой предмет, владеющий основами педагогики, психологии, дидактики, он же и ученик в классе. Он, как и все, постоянно учится, изобретает новые формы занятий, понимает, что новизна рождает интерес. Учиться важнее, чем знать. Ученики самостоятельно организуют работу, передавая друг другу роль лидера и принимая на себя роль исполнителя, одновременно рождается искусство общения, умение выслушать собеседника, услышать проблему, включиться в ее решение. В центре учебного процесса - ученик, а не программа. Школа создана ради ребенка. Самостоятельный выбор позволит ребенку определить задание интересное, полезное, соответствующее его уровню знаний и способностей. Личностный рост ребенка происходит в безопасном, поддерживающем окружении. Отношения учителя и ученика являются подлинными, честными, теплыми, открытыми. Дети много говорят, спорят, чутко реагируют на слова друг друга. Это делает каждого ребенка участником творческого процесса, соавтором результата, к которому придет класс в конце мастерской Алгоритм мастерской 1.Индуктор (апелляция к ассоциативному и образному мышлению, толчок к творчеству). Он должен быть а)неожиданен, б) личностно значим, прожит.(Социализация: рассказываем каждый вслух свое воспоминание.) П. Деконструкция, разрушение целостности мира (это работа с материалом – словом, рисунком, звуком и т.д.). Это м.б. 1. Запишите ассоциации к слову 2. "Поиграйте" со словом (Социализация: читаем вслух каждый свои слова и, если захочется, заимствуем что-либо друг у друга, записываем особенно пришедшиеся по душе и настроению ассоциации, придуманные другими.) 3. Послушайте тексты разных авторов и, если захочется, запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся. 4. Групповая работа. Выбираем по одному тексту на группу, обсуждаем каждая группа свой текст, отвечая на какие-либо поставленные Мастером вопросы 5. Социализация - диалог: кто-либо от имени каждой группы формулирует свое мнение, остальные (желающие) добавляют, отвечают на вопросы от «противоположной» группы. По ходу дискуссии можно записать какие-либо ассоциации, ключевые слова и образы, формулировки, прозвучавшие как от имени своей группы, так и от других. 6. Индивидуально: из этих записей выбираем несколько ключевых, самых ярких для нас слов, затем одно слово, которое станет названием основного текста, «играем» с ним – создаем слова из его букв, созвучные, рифмующиеся и т.п. Ш. Реконструкция – создание своих текстов .(Социализация: читаем каждый свой текст) 1V Рефлексия 

Мастерская по литературе

Тема урока «Любовь в творчестве И.Бунина»

(На примере анализа рассказа «Темные аллеи»)

Часть I.

Индуктор:

 

Все начинается с неё. Твердят:
"Вначале  было слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается с неё
Все начинается с неё:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка -
все начинается с неё.
Все начинается с неё, с неё!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть - родная и вечная сестра её.
Все начинается с неё мечта и страх,
вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг -
все начинается с неё.
Весна шепнет тебе: "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с неё!

 

 

-О чем идет речь в стихотворении Р.Рождественского. Вспомните что-нибудь, связанное  с этим словом. Расскажите об этом друг другу в парах.(3-4мин.)

-социализация (озвучьте то, что написали)

Часть II. Деконструкция: Напишите на листе бумаги слово «любовь» 

1. подберите однокоренные слова разных частей речи (1-2 мин.)

- социализация: Озвучьте то, что написали (остальные могут пополнить свой список)

2. запишите ассоциации к этому слову (желательно также разные части речи, можно словосочетания, короткие предложения) (3 мин.)

- социализация

3. Подберите к этому слову созвучные или рифмующиеся слова, «поиграйте» с этим словом, переставляя буквы и т.п. (2-3 мин.)

- социализация

4. запишите синонимы и антонимы к слову «любовь» (2-3 мин.)

- социализация

5. Сформулируйте свое определение слова «любовь» (2-3мин.)

- социализация

6.  Выберите одно ключевое слово, определяющее ваше понимание любви (синоним слова «любовь»)    (1-2 мин.)

- социализация

7. Работа в 3-х группах: каждая группа вспоминает произведения разных видов искусства, так или иначе связанные с темой любви: 1-я – музыкальные, 2-я – изобразительные, 3-я – литературные (5 мин.)

-социализация. Озвучьте наработанное в группах (остальные могут дополнить свои записи всем, что в это время пришло в голову) (7 мин.)

8. Выберите из всех записей одно ключевое слово, это будет название текста.

 ЧастьIII.

Реконструкция

  Напишите свой небольшой – несколько  предложений - текст с выбранным названием, максимально используя все сделанные ранее записи (4-5 мин.)

 -социализация. Прочитать вслух все тексты (в 3-х группах) (15-20 мин.)

          Построение нового знания

           -Какой писатель в русской литературе в наибольшей степени ассоциируется у вас с темой любви?  Почему? Как он изображает любовь?

1.      Фронтальное обсуждение вопроса: как тема любви отражается в классической литературе? Тема любви в русской литературе является традиционной для многих авторов. Многие писатели  (Пушкин, Лермонтов, Куприн, Бунин, Добролюбов) использовали данный мотив, показывая разные стороны этого чувства.  (5 мин.)

  1. Прослушайте стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть». О чем стихотворение? О какой любви пишет поэт? (прошлая любовь, которая была яркая, страстная, но недолгая, о которой вспоминают герои спустя годы) (3мин.)
  2. Фронтальное обсуждение вопроса : у кого из русских писателей  описан похожий случай? (И.Бунин «Темные аллеи»). В чем особенность его изображения любви?(4 мин.)

-Сегодня на уроке, анализируя рассказ «Темные аллеи»,  мы попытаемся понять, почему Бунин устами героя заявляет:  «Всякая любовь – великое счастье, даже если не разделена»

4.      Разделиться на группы по 5-6 человек

5.      Работа в группах по анализу рассказа И.Бунина «Темные аллеи» и стихотворения Н.Огарева «Обыкновенная повесть» с целью описать особенности изображения любви .

6.      В процессе групповой работы ознакомьтесь с подготовленными распечатанными текстами, обсудите их  (20 мин.)

7.      Задание: каждая группа проводит сравнительный анализ 2 произведений и заполняет таблицу. Делает вывод об особенностях любовной темы в творчестве Бунина. Желающие могут выполнить задание индивидуально. (20 мин.)

8.       

критерии

«Обыкновенная повесть»

«Темные аллеи»

 

 

 

 

 

 

При  необходимости можно указать критерии сравнения.

 

    -социализация: каждая группа (или участник) знакомит всех с результатами своей работы

Часть 1V. Рефлексия: каждый отвечает на вопросы:

·         Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными

·         Какие этапы были наиболее трудными

·         На какой ступеньке Вы находитесь:

·         Работать было легко и интересно

·         Испытывал незначительные затруднения (какие?)

·         Работать так пока трудно

·         Работать трудно, но интересно

 

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Темные аллеи любви» (на основе произведений литературной классики)



Источник: http://www.openclass.ru/node/138834
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (17.01.2012)
Просмотров: 1085 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вопросы и предложения

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz