Мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из
последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде¬ляющим
является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную
деятельность ребят. Мастерские строятся на основе простых принципов: ребенок
должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; ребенок
должен двигаться. Сущность технология заключается в специально организованном
педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в
индивидуальном и коллективном поиске приходить к построению или открытию знания.
Результат мастерской - сам познавательный процесс, позво¬ляющий каждому ученику
выстроить свое знание, свое понимание. Мастерская меняет деятельность ученика,
привыкшего к получению готового знания, к подчинению, к послушанию, монотонной
работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки, ибо мастерская
выстраивается с учетом принципа включения личности в значимую деятельность,
принципа смены социальной позиции личности в группе. Поэтому результат работы
описывается не словами получил, овладел, узнал, запомнил, записал, а словами
сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал,
приблизился, сделаю, подумаю, почитаю, рассмотрю, понаблюдаю, проанализирую.. В
мастерской ученики занимаются самостоятельной исследовательской работой. Мастер
не знает, какие вопросы возникнут у детей в ходе исследования.
Учитель-профессионал, знающий свой предмет, владеющий основами педагогики,
психологии, дидактики, он же и ученик в классе. Он, как и все, постоянно учится,
изобретает новые формы занятий, понимает, что новизна рождает интерес. Учиться
важнее, чем знать. Ученики самостоятельно организуют работу, передавая друг
другу роль лидера и принимая на себя роль исполнителя, одновременно рождается
искусство общения, умение выслушать собеседника, услышать проблему, включиться в
ее решение. В центре учебного процесса - ученик, а не программа. Школа создана
ради ребенка. Самостоятельный выбор позволит ребенку определить задание
интересное, полезное, соответствующее его уровню знаний и способностей.
Личностный рост ребенка происходит в безопасном, поддерживающем окружении.
Отношения учителя и ученика являются подлинными, честными, теплыми, открытыми.
Дети много говорят, спорят, чутко реагируют на слова друг друга. Это делает
каждого ребенка участником творческого процесса, соавтором результата, к
которому придет класс в конце мастерской Алгоритм мастерской 1.Индуктор
(апелляция к ассоциативному и образному мышлению, толчок к творчеству). Он
должен быть а)неожиданен, б) личностно значим, прожит.(Социализация:
рассказываем каждый вслух свое воспоминание.) П. Деконструкция, разрушение
целостности мира (это работа с материалом – словом, рисунком, звуком и т.д.).
Это м.б. 1. Запишите ассоциации к слову 2. "Поиграйте" со словом (Социализация:
читаем вслух каждый свои слова и, если захочется, заимствуем что-либо друг у
друга, записываем особенно пришедшиеся по душе и настроению ассоциации,
придуманные другими.) 3. Послушайте тексты разных авторов и, если захочется,
запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся.
4. Групповая работа. Выбираем по одному тексту на группу, обсуждаем каждая
группа свой текст, отвечая на какие-либо поставленные Мастером вопросы 5.
Социализация - диалог: кто-либо от имени каждой группы формулирует свое мнение,
остальные (желающие) добавляют, отвечают на вопросы от «противоположной» группы.
По ходу дискуссии можно записать какие-либо ассоциации, ключевые слова и образы,
формулировки, прозвучавшие как от имени своей группы, так и от других. 6.
Индивидуально: из этих записей выбираем несколько ключевых, самых ярких для нас
слов, затем одно слово, которое станет названием основного текста, «играем» с
ним – создаем слова из его букв, созвучные, рифмующиеся и т.п. Ш. Реконструкция
– создание своих текстов .(Социализация: читаем каждый свой текст) 1V Рефлексия Мастерская по литературе
Тема урока «Любовь
в творчестве И.Бунина»
(На примере анализа
рассказа «Темные аллеи»)
Часть I.
Индуктор:
Все
начинается с неё. Твердят:
"Вначале было слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается с неё
Все начинается с неё:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка -
все начинается с неё.
Все начинается с неё, с неё!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть - родная и вечная сестра её.
Все начинается с неё мечта и страх,
вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг -
все начинается с неё.
Весна шепнет тебе: "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с неё!
-О чем
идет речь в стихотворении Р.Рождественского. Вспомните что-нибудь,
связанное с этим словом. Расскажите об
этом друг другу в парах.(3-4мин.)
-социализация (озвучьте то, что
написали)
Часть II. Деконструкция: Напишите на листе бумаги слово
«любовь»
1. подберите однокоренные слова разных частей речи (1-2 мин.)
- социализация: Озвучьте то, что написали
(остальные могут пополнить свой список)
2. запишите ассоциации к этому слову (желательно также разные части речи, можно
словосочетания, короткие предложения) (3
мин.)
- социализация
3. Подберите к этому слову созвучные или рифмующиеся слова,
«поиграйте» с этим словом, переставляя буквы и т.п. (2-3 мин.)
- социализация
4. запишите синонимы и антонимы к слову «любовь» (2-3 мин.)
- социализация
5. Сформулируйте свое определение слова «любовь» (2-3мин.)
- социализация
6.
Выберите одно ключевое слово,
определяющее ваше понимание любви (синоним слова «любовь») (1-2
мин.)
- социализация
7. Работа в 3-х
группах: каждая
группа вспоминает произведения разных видов искусства, так или иначе связанные
с темой любви: 1-я – музыкальные, 2-я – изобразительные, 3-я – литературные (5 мин.)
-социализация. Озвучьте наработанное в
группах (остальные могут дополнить свои записи всем, что в это время пришло в
голову) (7 мин.)
8. Выберите из всех записей одно ключевое слово, это будет название текста.
- Прослушайте стихотворение Н.
Огарева «Обыкновенная повесть».
О чем стихотворение? О какой любви пишет поэт? (прошлая любовь, которая
была яркая, страстная, но недолгая, о которой вспоминают герои спустя
годы) (3мин.)
- Фронтальное обсуждение
вопроса
: у кого из русских писателей
описан похожий случай? (И.Бунин «Темные аллеи»). В чем особенность
его изображения любви?(4 мин.)
-Сегодня
на уроке, анализируя рассказ «Темные аллеи»,
мы попытаемся понять, почему Бунин устами героя заявляет: «Всякая любовь – великое счастье, даже если
не разделена»
критерии
|
«Обыкновенная
повесть»
|
«Темные
аллеи»
|
|
|
|
|
|
|
-социализация: каждая группа (или участник)
знакомит всех с результатами своей работы
Домашнее задание. Написать
сочинение-рассуждение «Темные аллеи любви» (на основе произведений литературной
классики)
Источник: http://www.openclass.ru/node/138834 |