Четверг, 24.09.2020, 15:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие коммуникативных способностей средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Развитие коммуникативных способностей

средствами технологии  развития критического мышления

через чтение и письмо

               Урок литературы 

по теме

"Прав ли Маттео Фальконе  в финале одноименной новелле Проспера Мериме"

              

 Целью моей педагогической деятельности является формирование личности ученика как субъекта деятельности. Оптимальной технологией  для реализации этой цели считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которая лежит в основе моей  педагогической деятельности. Целью данной технологии является создание условий для развития  у учащихся мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать обдуманные решения, работать с информацией, анализировать полученные знания,  критически их оценивать.) Данная технология помогает мне развивать у учащихся следующие умения: формулировать собственное мнение, аргументировано доказывать его, понимать и принимать точку зрения другого человека, видеть проблему и находить пути её решения, - воспитывать толерантное отношение к чужому мнению.   

Данный урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное
  • Во-вторых – это мышление обобщенное
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
  • В- четвертых – это мышление аргументированное
  • В -пятых –-это мышление социальное

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.

Задачи фазы вызова  ( пробуждение интереса к предмету):

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал
  • Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

        Дискуссия относится к  приемам технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.) является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.  Целью применения дискуссии на уроках  становится развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных  коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации. 

   Роль учителя в ТРКМ :

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
  • сталкивает различные суждения

  Задачи для ученика:

  • формировать собственное мнение
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями
  • решать проблемы
  • аргументировано спорить
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
  • уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов                

 

ТЕМА: Прав ли Маттео Фальконе  в финале одноименной новелле Проспера Мериме.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  •  создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся средствами художественного произведения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • учить видеть позицию автора, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • учить задавать вопросы разных типов;
  • развивать культуру речи;
  • воспитывать толерантность к чужому мнению.

ТИП УРОКА:

  • Работа с художественным текстом 

                                                      ХОД УРОКА

I. Этап вызова

Формулирование темы и цели урока.

Слово учителя:

- Мы закончили изучение новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Заинтересовало ли вас это произведение? Чем?  ( Да. Новелла отличается очень динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Отец убивает сына за предательство, убивает своего единственного, долгожданного сына, который является ещё ребенком.)

-Согласны ли вы с таким финалом? (Нет, да)

-Сформулируйте проблему, которую выдвигает автор и тему нашего урока, исходя из проблемы. (Прав ли отец, поступив так. Имел ли он на это право? Темой нашего урока будет данная проблема.)

-Тема урока: Прав ли отец, поступив так со своим сыном.

Записывает тему на доске и в тетради.

-Как же вы считаете: прав или не прав отец? ( Да, нет)

-И тогда, если у нас с вами разные мнения на этот вопрос, что будет целью нашего урока?

(Высказать своё мнение по данной проблеме, доказать его правоту и найти общую точку зрения.)

Записывает цель урока на доске и в тетради.

Организует выбор способа работы:

-В какой форме мы будем работать? ( в форме дискуссии)

-Определитесь со своими позициями и займите место за столами согласно своей точке зрения.

Те, кто считает, что отец прав, садятся за синий стол, кто считает, что не прав – за красный

II.Стадия осмысления

-Заявите свои позиции. Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке).  Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.)

-В течение  10 минут вы ищете доказательства в защиту своей точки зрения, работая в группе.

Учащиеся работают в группах по поиску доказательств.

По истечении времени, учитель организует выступления.

Выступают сначала учащиеся, сидящие  за синим столом, потом за красным столом, а остальные слушают, записывая возникающие вопросы на уточнение, критику, понимание.

                                                             (Мы считаем, что Маттео не прав, так как …

                                                             Мы не согласны с ребятами, потому что  …)

Учитель организует раунд вопросов и ответов.

Учащиеся задают вопросы по очереди на понимание, критику и уточнение.

После вопросов учитель организует работу в группах по поиску  новых аргументов

Учащиеся обсуждают в группе свои аргументы. Выступают. (Учащиеся за красным столом:- В истории были уже подобные случаи…

Учащиеся за синим столом: Не доказано, что Иван Грозный убил сына за предательство и даже есть сведения.… Кроме того, мы провели опрос и выяснили …)

III.Стадия рефлексии

Слово учителя: 

-Ребята, вы многое сказали в защиту своей позиции и не готовы отказаться от неё. Правильно я вас поняла?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Мы согласны с оппонентами …)

Отвечают учащиеся за синим столом. (Представьте себя в такой ситуации.… С точки зрения закона, он поступил правильно. На территории, на которой жили Фальконе, существовали другие законы….)

Слово учителя:

-Наверное, мы можем признать, что поступок, совершенный мальчиком, был ужасным и имел тяжелые последствия. Выдал он преступника, но время, в котором он жил, было особым в понимании чести. Отец не дал шанс исправиться сыну, но и люди не дали бы шанса смыть пятно позора с семьи Маттео. Слова, брошенные арестованным, надолго остались бы в памяти  земляков, и  их род считался бы проклятым и опозоренным. Поэтому, с этой точки зрения, наверное, можно как-то понять Маттео. Но  с позиции нашего времени и нашей морали, мы не можем оправдать его. С точки зрения христианской религии, М. совершил самый страшный грех, но и Ф. тоже совершил грех. Мы не можем прийти к общей точке зрения, но договориться, что однозначно сказать, прав или нет Маттео, нельзя. Здесь играет роль и время и местность, в которой жили герои, понимание чести, предательства, верности у героев. Согласны вы с этим?

Отвечают учащиеся за красным столом. (  Да, мы согласны, что жестоко …, но …)

Отвечают учащиеся за синим столом. ( Мы готовы согласиться с тем … но каждый человек живёт так, как считает нужным, и иногда это идет в разрез с мнением окружающих. Отец Ф. посчитал, что честь для него дороже единственного сына - это, наверное, его право.)

-Давайте вернёмся к цели нашего урока: что мы должны были сделать.

(Высказать своё мнение по проблеме урока и доказать его правильность или попытаться найти общие точки соприкосновения в своих позициях.)

-Как вы считаете, мы достигли своей цели?

-Возьмите листы самоконтроля и оцените сначала себя сами, а потом в группе. Поставьте оценки.

 

Своя оценка

Групповая оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

Умение формулировать точку зрения

 

 

 

 

Умение задавать вопросы

 

 

 

 

Умение отвечать

 

 

 

 

Умение находить доказательства

 

 

 

 

Культура речи

 

 

 

 

Культура поведения

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение по теме урока или отзыв об этом произведение.

 

 Литература:

1.  Асеева С.В. Проспер Мериме Биография, творчество, поиск. М, 1989 , с.67-80

2.   Кларин М.В.  Обучение как дискуссия Модели учебной дискуссии. «Школьные технологии» 6, 2004, с. 58

3.   Курилов Р.П.  Дискуссия как процесс «Методист» 4, 2006, с.53

4.   Павлова Л.Г.  Спор, дискуссия, полемика М, Просвещение 1

Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (09.01.2012)
Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вопросы и предложения

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz