Суббота, 20.04.2024, 01:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тема любви в творчестве И.Бунина

Мастерская по литературе

Тема урока «Любовь в творчестве И.Бунина»

(На примере анализа рассказа «Темные аллеи»)

Часть I.

Индуктор:

 

Все начинается с неё. Твердят:
"Вначале  было слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается с неё
Все начинается с неё:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка -
все начинается с неё.
Все начинается с неё, с неё!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть - родная и вечная сестра её.
Все начинается с неё мечта и страх,
вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг -
все начинается с неё.
Весна шепнет тебе: "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с неё!

 -О чем идет речь в стихотворении Р.Рождественского. Вспомните что-нибудь, связанное  с этим словом. Расскажите об этом друг другу в парах.(3-4мин.)

-социализация (озвучьте то, что написали)

Часть II. Деконструкция: Напишите на листе бумаги слово «любовь» 

1. подберите однокоренные слова разных частей речи (1-2 мин.)

- социализация: Озвучьте то, что написали (остальные могут пополнить свой список)

2. запишите ассоциации к этому слову (желательно также разные части речи, можно словосочетания, короткие предложения) (3 мин.)

- социализация

3. Подберите к этому слову созвучные или рифмующиеся слова, «поиграйте» с этим словом, переставляя буквы и т.п. (2-3 мин.)

- социализация

4. запишите синонимы и антонимы к слову «любовь» (2-3 мин.)

- социализация

5. Сформулируйте свое определение слова «любовь» (2-3мин.)

- социализация

6.  Выберите одно ключевое слово, определяющее ваше понимание любви (синоним слова «любовь»)    (1-2 мин.)

- социализация

7. Работа в 3-х группах: каждая группа вспоминает произведения разных видов искусства, так или иначе связанные с темой любви: 1-я – музыкальные, 2-я – изобразительные, 3-я – литературные (5 мин.)

-социализация. Озвучьте наработанное в группах (остальные могут дополнить свои записи всем, что в это время пришло в голову) (7 мин.)

8. Выберите из всех записей одно ключевое слово, это будет название текста.

ЧастьIII.

Реконструкция

 Напишите свой небольшой – несколько  предложений - текст с выбранным названием, максимально используя все сделанные ранее записи (4-5 мин.)

 -социализация. Прочитать вслух все тексты (в 3-х группах) (15-20 мин.)

  Построение нового знания

           -Какой писатель в русской литературе в наибольшей степени ассоциируется у вас с темой любви?  Почему? Как он изображает любовь?

1.      Фронтальное обсуждение вопроса: как тема любви отражается в классической литературе? Тема любви в русской литературе является традиционной для многих авторов. Многие писатели  (Пушкин, Лермонтов, Куприн, Бунин, Добролюбов) использовали данный мотив, показывая разные стороны этого чувства.  (5 мин.)

  1. Прослушайте стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть». О чем стихотворение? О какой любви пишет поэт? (прошлая любовь, которая была яркая, страстная, но недолгая, о которой вспоминают герои спустя годы) (3мин.)
  2. Фронтальное обсуждение вопроса : у кого из русских писателей  описан похожий случай? (И.Бунин «Темные аллеи»). В чем особенность его изображения любви?(4 мин.)

-Сегодня на уроке, анализируя рассказ «Темные аллеи»,  мы попытаемся понять, почему Бунин устами героя заявляет:  «Всякая любовь – великое счастье, даже если не разделена»

4.      Разделиться на группы по 5-6 человек

5.      Работа в группах по анализу рассказа И.Бунина «Темные аллеи» и стихотворения Н.Огарева «Обыкновенная повесть» с целью описать особенности изображения любви .

6.      В процессе групповой работы ознакомьтесь с подготовленными распечатанными текстами, обсудите их  (20 мин.)

7.      Задание: каждая группа проводит сравнительный анализ 2 произведений и заполняет таблицу. Делает вывод об особенностях любовной темы в творчестве Бунина. Желающие могут выполнить задание индивидуально. (20 мин.)

критерии

«Обыкновенная повесть»

«Темные аллеи»

 

 

 

 

 

 

При  необходимости можно указать критерии сравнения.

     -социализация: каждая группа (или участник) знакомит всех с результатами своей работы

Часть 1V. Рефлексия: каждый отвечает на вопросы:

·         Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными

·         Какие этапы были наиболее трудными

·         На какой ступеньке Вы находитесь:

·         Работать было легко и интересно

·         Испытывал незначительные затруднения (какие?)

·         Работать так пока трудно

·         Работать трудно, но интересно

 

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Темные аллеи любви» (на основе произведений литературной классики)

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (01.08.2012)
Просмотров: 2029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вопросы и предложения

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz