Пятница, 26.04.2024, 18:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Дискуссия.

          Учебная дискуссия – 

средство формирования 

коммуникативной  компетенции учащихся.

                  Александрова И.А. учитель русского языка и литературы  высшей категории

          МОУ СОШ « Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков»

 

                                                                                        Умение ставить разумные вопросы есть 

                                                                                         уже важный  и необходимый признак

                                                                                         ума или проницательности.

                                                                                                                               И.Кант

                                                                                                          Когда все думают одинаково,

                                                                                                          тогда никто  не думает.

                                                                                                                            Из записной книжки                                  

  

          Современное общество делает социальный заказ на  воспитание человека, способного сделать свой выбор, иметь своё мнение и отстаивать его, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь грамотно и плодотворно общаться с людьми.  Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

        «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из  звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным.  (Леонтьев А.А.)

       Причина речевого недоразвития школьников кроется не только в отсутствии умения высказывать собственное мнение о прочитанном или услышанном, но и  в отсутствии этого мнения, немоте чувств, которые могли бы породить желание поделиться пережитым воспоминанием, сомнением, радостью, возникшими в процессе чтения мыслями.

        Поиск методов и приемов, позволяющих активизировать читательский интерес учащихся, научить их говорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения – вечно новый  и в то же время старый предмет раздумий преподавателей не только  литературы, но и  других  дисциплин. В современных дидактических поисках одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии.

         Целью применения дискуссии на уроках  становится развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных  коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.

       Задачами таких уроков являются:

  • систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии;
  • знакомство с различными видами вопросов и ответов, обучение умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы;
  • умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения.

       Дискуссия относится к  приемам технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.) является оптимальным средством развития коммуникативных способностей. Чертами критического мышления считается открытость новым идеям, постоянное стремление к поиску, уверенность в том, что собственные выводы могут быть несвободны от ошибок, уважение к оппоненту, толерантность, анализ и оценка своей деятельности.

Урок-дискуссия в данной технологии строится по трем этапам: вызов, осмысление и рефлексия -  и  может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме урока в ситуации, в которой возникает проблемный вопрос. Кроме того, такая форма работы  эффективна  и во внеурочной деятельности. В результате применения дискуссии происходит развитие критического и рефлексивного мышления, создаются условия для общего развития интеллекта.         

                     Проект урока дискуссии

Цель:

  • создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

  • учить высказывать свою точку зрения и отстаивать её,
  • учить задавать вопросы разных типов и отвечать на них,
  • развивать культуру речи,
  • воспитывать толерантность к чужому мнению.

                                           ХОД УРОКА

     I.Стадия вызова

·         Определение темы разговора,

·         Выдвижение и формулировка проблемы, фиксация проблемы  на доске и в тетради.

·         Целеполагание, фиксация цели на доске и в тетради

·         Определение способа деятельности (дискуссия)

·         Формирование групп через определение собственной позиции по решению проблемы

·         Фиксация понимания задач каждой группы

II.Стадия осмысления

Организация  учителем дискуссии по плану:

·         организация высказываний различных точек зрения в рамках сформулированной проблемы; (учащиеся высказывают свою точку зрения по проблеме)

·         организация высказываний различных точек зрения с обоснованием; (учащиеся высказывают свое мнение с доказательством, основанном на субъективном опыте)

·         организация высказываний различных точек зрения с заимствованным основанием для доказательства своей версии; (учащиеся высказывают свое мнение, используя слабые аргументы оппонентов)

·         организация высказываний различных точек зрения с арбитражным основанием; (учащиеся говорят, что лежит в основе их рассуждений: авторитетное мнение, социальный опрос, научное понятие и др.)

III.Стадия рефлексии

·         снятие противоговорений, нахождение общих моментов в позициях; ( учащиеся определяются со своими позициями, анализируя все аргументы: соглашаются с оппонентами, остаются при своей точке зрения, договариваются в общих понятиях)

Организация анализа и оценки своей деятельности ( учащиеся оценивают себя сначала сами, потом обсуждают  в группе и заносят результат в листы самоконтроля)

Учитель оценивает работу учащихся, заносит результат в таблицу, выставляет итоговую оценку

 

Своя оценка

Групповая оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

Умение формулировать точку зрения

 

 

 

 

Умение задавать вопросы

 

 

 

 

Умение отвечать

 

 

 

 

Умение находить аргументы

 

 

 

 

Культура речи

 

 

 

 

Культура поведения

 

 

 

 

III.Домашнее задание

·         Эссе по предложенной теме

·         Отзыв по прочитанной книге, или просмотренному спектаклю, или другому материалу.

 

Используемая литература

Анисимов О. Основы методологического мышления М., 1989

Казарцева О.М. Культура речевого общения Теория и практика общения М.,1999

Кларин М. В. Обучение как дискуссия Модели учебной дискуссии «Школьные технологии» № 6, 2004, с.58

Курилов Р.П. Дискуссия как процесс «Методист» № 4, 2006, с.53

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика М., Просвещение 1991 с. 3-34
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (09.01.2012)
Просмотров: 1430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вопросы и предложения

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz