"Методическая практика "«Лаборатория литературного краеведения, или как организовать изучение творчества Д.М. Балашова в школе»
Цель:
- создание условий для осознания педагогами ценности изучения творчества Д.М.Балашова как эффективного средства образования и воспитания школьников и интеллектуального ресурса развития их личности.
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.М.Балашова;
- развить у школьников стремление знать литературу и историю Новгородской области;
- расширять читательский кругозор обучающихся средствами изучения творчества Д.Балашова;
- формировать личностное отношение учащихся к культуре и историю Новгородской области;
- развивать гражданские качества обучающихся, патриотическое отношения к малой родине;
- развивать умение читательскую грамотность средствами изучения творчества Д.Балашова;
- развивать творчество и любознательность средствами изучения творчества Д.Балашова;
мастер -класс (сценарий ) «Как извлечь из мертвой буквы живой смысл», цель которого создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов по включению краеведческой литературы (творчества Д.М. Балашова) в учебный процесс, трансляция позитивного опыта и оказание консультативной помощи педагогам других ОУ Великого Новгорода и Новгородской области.
уроки (внеурочные занятия) по сказкам писателя, которые подходят для изучения в 5-7 классах, уроки по повестям для 8-11 классов. Литературной основой разработанных внеурочных занятий являются произведения Д.М. Балашова. Технология развития критического мышления через чтение и письмо стала методической основой проектирования занятий. Цель занятий-развитие читательской грамотности и креативного мышления посредством анализа творчества. Д.М. Балашова.
Целевая группа-учащиеся 5-7 классов. Темы занятий: «Вся жизнь-загадка» , «Создавая сказку» , «Создаем рукописные книжки», «Собираем сказки»
Целевая группа-учащиеся 8-11 классов. Темы занятий: «Сказка Д.Балашова», «Бродячие сюжеты», «Житие Сергия Радонежского», «Сравнение произведений Епифания и Д.М. Балашова о Сергии Радонежском», «Повесть Д.М.Балашова «Господин Великий Новгород» - история Великго Новгорода в художественных образах», «Основные темы поэзии Д.М.Балашова»
Разработанный проект «Исполать тебе, Дмитрий, исполать тебе во век» является дополнением к проведениям занятий и включает в себя задание для обучающихся разных возрастов. Задания для 5-7 классов по сказкам Д. Балашова «Сказки Терского берега Белого моря» : чтение сказки и выполние заданий: создание рукописной книжки в формате комиксов; интеллект-карты; лэпбука; облака тегов по сказке Д.Балашова; разработка творческого задания (кроссворда; ребусов и т.д.). Задание для 8-9 класс по повести «Господин Великий Новгород» подразмевает чтение и анализ повестей, подготовка докладов, оформление инфографики или стендового доклада по темам: особенности речи; еда; одежда; деньги; ремесла новгородцев 13 века; отношение новгородцев в городу; имена новгородцев; анализ повести (тема,основная мысль, система героев, сюжет, ситорическая основа и т.д.); создание творческих заданий по повести: лэпбуков, облака тегов, интеллект -карт и др. Задание для 10-11 класса по романам (повестям) Д.Балашова: чтение и анализ романов, подготовка сообщений, оформление стендового доклада или инфографики по темам: историческая основа романа, основная мысль, темы, проблемы; система героев; знакомство со стихотворениями Д.Балашова, анализ их тематическую и идейную направленности; создание творческих заданий по прозе или поэзии Д.Балашова: лэпбуков, облака тегов, интеллект -карт и др.
Литературный квест «Школа исследователя творчества Д.М.Балашова» имеет две формы реализации: виртуальную (что позволяет пройти тест желающим заочно) и реальную (соревнование в классе) вариант1 вариант 2
Методическим сопровождением к практике является авторское электронно-методическое пособие «Д.М.Балашов в XXI веке: панорама опыта», в котором систематизирован материал по творчеству Д.М.Балашова и даны рекомендации по включению его в учебный процесс.
|